Дмитрий Дубилет

Записки студента MBA Лондонской Бизнес Школы

v9q2navatar.gif
Дмитрий Дубилет  18.03.2010 11:49:41

Ох, не просто заниматься авиабизнесом! Часть 1

Намедни в нашей школе состоялась одна из лучших гостевых лекций, на которой я присутствовал в этом году. Спикером был Роб Бриттон, бывший директор рекламного отдела авиакомпании American Airlines. Ниже попробую изложить самые интересные факты и мысли, высказанные им во время очень энергичного и зажигательного спича.

То, что авиабизнес - это очень не простой бизнес, факт известный. Свою лекцию Роб начал с цитаты: Рецессия - это когда тебе приходится затягивать свой ремень. Депрессия - это когда у тебя нет ремня. А вот когда ты потерял свои брюки - это значит, что ты в авиабизнесе. Или еще одна: Братья Райт были последними, кому удалось заработать в авиабизнесе.

Отчего же им так тяжело? До недавнего времени авиабизнес полностью контролировался властями. Правительство распределяло в ручном режиме авиамаршруты, устанавливало даты и частоту полетов, и даже цены на билеты. Но вот, вдруг, в 1978 году в США произошла дерегуляция бизнеса (в Европе - чуть позже, в середине 90-х). Для открытия авиакомпании стало достаточным просто получить лиценцию, накупить (или взять в лиз) авиапарк и нанять персонал.

В результате весь бизнес разделился на два типа компаний - старых и новых. К старым компаниям относятся такие, как American Airlines, United Airlines, Air France, British Airlines и так далее. В этих компаниях к конкуренции не привыкли, эффективность процессов была не на самом высоком уровне и, главное, весь персонал состоял в профсоюзах (в этом бизнесе зарплаты являются одними из ключевых источников расходов, наравне с капитальными вложениями и расходами на топливо).

С другой стороны, на горизонте появляются такие ребята как easyJet, Ryanair, Southwest, Air Asia, которые с самого начала работали в конкурентной среде. Например, это выражалось в том, что они нанимали на работу исключительно тех, кто не состоит в профсоюзах.

То, насколько они изменили индустрию, можно понять хотя бы по тому факту, что еще в начале 90-х билет из Вены в Рим и обратно стоил около $1500. Сейчас такое путешествие можно провести всего за 25-40 долларов!

"Приведу вам пример, - говорит Роб, - У меня есть два соседа. Оба пилота с одинаковым стажем и имеют одинаково высокие зарплаты. Но один из них работает в United Airlines и летает по 50 часов в месяц. Второй работает в Southwest и летает по 80 часов. Чувствуете разницу?".

С другой стороны, сложность индустрии заключается в том, что она со всех сторон окружена монополиями. Самолеты покупаются фактически лишь у одной из двух компаний (Boeing или Airbus), аэропорты находятся под контролем, чаще всего неэффективным, властей (Британия в этом плане одно из немногих исключений), да и персонал, если вдуматься, "поставляется" монопольными профсоюзами, которые, чуть что, тут же устраивают такие забастовки, что мало не кажется.

"Теперь вы не так удивляетесь, почему за последние десять лет прибыль в нашей компании была показана только дважды - в 2006 и 2007 годах с маржой "аж" в 1% и 2% соответственно!", - восклицает Роб.

Продолжение следует. Этот пост был посвящен индустрии в целом. В следующем расскажу об интересных кейсах из маркетинговой и рекламной практики Роба. Не пропустите :) Кстати, для этого приглашаю подписаться на мой RSS.



Рекомендовать запись
Оцените пост:

Показать смайлы
 

Комментариев: 218 Стр.  1  2  3 

Это публичная компания, так что сказки налоговикам им рассказывать очень сложно.

Стр.  1  2  3 



Мой RSS


Метки
ОБОЗ.ua